Зуфар Гарипов, Coffee Like:

25.05.2017 admin 0 Comments Coffee Like Ижевск , Бизнес-идеи , Зуфар Гарипов «Наша цель — сделать российский Starbucks»

Coffee Like — один из самых самых известных бизнесов, родившихся в Ижевске. Киоск с узнаваемым черно-зеленым логотипом можно встретить практически в любом более или менее крупном городе в России. Это при том, что бизнес был основан всего три года назад. Амбиции владельца компании Зуфара Гарипова растут вместе с его бизнесом — сегодня он уже думает о том как превратить Coffee Like из сети кофе-баров в сеть кофеен — «сделать российский Starbucks, только дешевле».

Зуфар Гарипов Основатель и совладелец сети кофе-баров Coffee Like

Компания основана в 2013 году Зуфаром Гариповым и Аязом Шабутдиновым.

Развивается по модели франчайзинга. В центральном офисе в Ижевске работает около 100 человек, половина из которых — в управляющей компании, половина — в собственных торговых точках головной компании. Сеть Coffee Like насчитывает 240 кофе-баров (95 партнеров-франчайзи) по всей России, из них только 10 принадлежат владельцам бизнеса. Средняя выручка по сети — порядка 260 тысяч рублей в месяц на кофе-бар.

Франчайзинг как бизнес — дело не очень выгодное

Coffee Like — это мой четвертый бизнес, и я думаю, что не последний. До этого все было довольно традиционно: я начинал бизнес, он прогорал, я начинал следующий.

Предпоследний бизнес был довольно неплохим. Я производил антигравийную пленку для автомобилей. Но в какой-то момент понял — вышел на определенный уровень и дальше, что бы я ни делал, продажи не растут. Не у каждого бизнеса есть потенциал для роста. Стало понятно, что мне нужен новый бизнес.

Я заранее определил, каким должен быть мой новый бизнес. В первую очередь, мне хотелось, чтобы это была розница. Мне хотелось общаться и получать обратную связь от своих клиентов. Хотелось получать отзывы о своем продукте здесь и сейчас, чтобы его быстро модернизировать. Во-вторых, я хотел, чтобы продукт был с высокой частотой повторных покупок. Разумеется, высокомаржинальный и чтобы его можно было масштабировать. Полгода я находился в поисках идеи. И однажды увидел, что на одной из заправок в Москве очередь за кофе больше, чем очередь за бензином. Так я и нашел Coffee Like.

С франшизой все получилось случайно. Мы просто воспользовались спросом на франшизу со стороны потенциальных партнеров. Может быть, это и не самое лучшее решение, но других возможностей у нас не было — если бы мы развивались органическим путем, то у нас не было бы сейчас самой крупной сети кофе-баров в России.

Сейчас я думаю, что будь возможность, я бы не стал развивать компанию именно этим путем. Если смотреть на этот бизнес как на бизнес управляющей компании, это не очень-то выгодное дело. Да, у нас 260 торговых точек, каждая из которых платит нам роялти, но 50 с лишним человек, которые обеспечивают управление всем этим франчайзинговым проектом, все эти роялти съедают. Мы на практике поняли, насколько это тяжелая бизнес-модель, несмотря на кажущуюся простоту. Особенно тяжело поддерживать качество. Будь у меня сейчас свободные деньги, я бы развивал только собственную сеть.

Планы у нас амбициозные

Я вижу, что в Москве формат мини-кофеен — это тот же кофе-бар, но с небольшой зоной, где можно посидеть, — начинает доминировать , потому что требования к качеству и комфорту у потребителей растут. По моим ощущениям, то же самое будет происходить и в Ижевске, и в других городах примерно года через два, а может быть, и раньше. Поэтому мы уже сейчас в наших новых заведениях создаем зоны ожидания. И постепенно произойдет перетекание форматов от кофе-баров к мини-кофейням, хотя и нынешний формат еще поживет.

Планы у нас амбициозные . Мы открываем по 5–10 торговых точек ежемесячно и в этом году намерены нарастить собственную торговую сеть — открыть еще несколько своих торговых точек в Ижевске и будем открывать торговые точки в Москве.

Я бы не назвал кофе-бар самозанятостью. У нас в среднем у одного партнера три торговые точки и минимум 10 сотрудников. Это уже бизнес. Есть, конечно, и такие, у кого одна точка и человек сам стоит за прилавком. Но при этом есть и партнеры, у которых больше 10 кофе-баров.

Выручка может сильно отличаться в разных точках. У нас есть партнер в одном из северных городов — у него на одной из точек выручка доходит до 1,6 миллиона в месяц. При такой выручке рентабельность достигает 50% — и это уже очень неплохой бизнес.

Сейчас мы привели наши кофе-бары к тому виду, с которого следовало бы начинать. Но в самом начале мы быстро-быстро бежали и не уделяли должного внимания внешнему виду. Сейчас оно более или менее однообразно и стандартизовано. При этом мы уже сейчас понимаем, какими наши кофе-бары будут спустя некоторое время.

Хотим стать российским Starbucks

Совсем недавно мы открыли свою первую полноформатную кофейню. Это для нас был вызов — мы не знали, что из этого получится. Разработали модель, которую постарались максимально облегчить с точки зрения постоянных издержек: там нет официантов, там нет производства и поваров — за счет этого мы экономим на зарплате и аренде.

Мы не хотим стать рестораном . Мы в эту сторону даже не смотрим, потому что мы выбрали другой путь. Мы научились делать вот этот бизнес, мы его понимаем и просто чуть-чуть его усложнили за счет того, что у нас добавились посадочные места. Мы скорее смотрим на Starbucks и делаем что-то похожее.

«Кофикс» — это другая история. У них интересная бизнес-модель, но я не верю в заявленные ими планы по развитию в России и реальность подтверждает мой пессимизм. Они еще год назад заявляли, что откроют до тысячи торговых точек, но год прошел, а у них только четыре точки в Москве. Считаю, что они недооценили российский рынок. На 50 рублях можно жить, но при этом должно быть полторы тысячи транзакций в день. Для сравнения — в Coffee Like в среднем 90 транзакций. Именно поэтому они открылись только в Москве и только в тех местах, где бывает чрезвычайно много людей. видимо им нужно что-то поменять в своей модели, чтобы развиваться быстрее.

Мы не стесняемся и прямо говорим, что наша цель — сделать российский Starbucks. Мы хотим сделать продукт, сопоставимый по качеству, но чуть дешевле. Потому что 350 рублей за кофе — это, на мой взгляд, чрезвычайно дорого.

Мы никогда не станем «старбаксом», если останемся в формате «кофе с собой». Именно поэтому начали тестировать новые форматы. Мы начнем открывать кофейни и мини-кофейни, чтобы стать не только сетью кофе-баров, но и сетью кофеен. Это позволит нам повысить узнаваемость бренда, а разноформатность может быть конкурентным преимуществом как с точки зрения перетекания человеческих ресурсов, так и с точки зрения логистики поставок.

Мы не боимся конкурентов

Мы не боимся конкурентов — ничего страшного в том, что они есть. Правило «локейшн, локейшн, локейшн» — это про нас. В нашем бизнесе самая выигрышная стратегия — в конкурентной борьбе: занять самое выигрышное место — там, где потребитель просто не может пройти мимо. По этой же причине мы абсолютно перестали тратить деньги на рекламу. И если даже конкурент будет стоять в 20 метрах, ничего страшного — самое главное, чтобы было много людей. И такие примеры у нас даже в пределах Ижевска есть.

Мы давно для себя решили, что наш сегмент — это масс-маркет и мы не будем работать на каком-то суперзерне , не будем заваривать кофе альтернативными способами и так далее. Все, что нам нужно сделать, — это попасть в ожидания 80% наших потребителей. Для этого мы должны просто варить кофе таким же вкусным, как вчера. Что мы и делаем. И наше главное требование к поставщикам зерна — чтобы оно было максимально стабильным, таким, чтобы любой бариста в любом городе мог приготовить одинаковый по вкусу кофе.

В нашем бизнесе важен не размер среднего чека, а то, как часто один и тот же человек к нам возвращается. Самое главное, что мы должны сделать: во-первых, всегда готовить вкусный кофе, а во-вторых, сделать покупку максимально быстрой и простой.

Как мы поддерживаем наше качество? Мы очень много для этого делаем. Это в первую очередь система мотивации. Она не связана с объемом продаж. Мы по этому пути ходили и поняли, что он ведет в никуда. Сегодня наши бариста не привязаны к продажам. Грубо говоря, их вообще не интересует, сколько будет продано кофе. Но зато наших бариста интересуют другие показатели, про которые мы поняли, что, если мы их не будем контролировать, мы не получим должного качества.

Мы проверяем наших бариста по трем чек-листам: это оценка тайного гостя, это оценка явного гостя и срез знаний, который проверяется еженедельно. Три основных параметра: сервис, продукт и оформление. В этих показателях нет денег. И когда мы переориентировали наших бариста от денег в сторону качества, тогда, к нашему удивлению, у нас и продажи стали расти.

Способность бизнеса быстро увольнять и быстро нанимать сотрудников — это одна из самых ключевых способностей. Чем лучше развит этот навык, тем лучше бизнесу. У нас очень хорошо налажен входящий поток, мы не держимся за людей, и считаю, что это очень хорошо для бизнеса. Каждый в компании понимает, что, если он завтра перестанет выдавать результат, мы расстанемся.

Средний срок жизни бариста — около 9 месяцев. Я не считаю, что это много, и не считаю, что это мало. Мы работаем преимущественно со студентами, и каждая из сторон понимает, что она хочет получить от другой. Компания хочет, чтобы человек у нас проработал эффективно 6 месяцев, и на большее мы не рассчитываем. А сотрудник хочет получить первый опыт работы, приработок и тусовку. Мы ему это даем.

Почему у Coffee Like получилось, а у других нет?

Где-то года два назад я принял для себя решение, что компания всегда должна быть в таком состоянии, чтобы ее можно было продать. Это не означает, что я это буду делать, но она должна быть готова. Для этого нужно, чтобы компания не зависела лично от меня, бизнес-процессы должны быть отлажены, юридически все должно быть понятно и прозрачно, чтобы при смене собственника все продолжало работать так, как и работало. И на сегодняшний день компания именно в таком состоянии. Это не означает, что я ее продаю, — у компании далекоидущие планы и цели, которые лично мне интересны. Но если будет хорошее предложение, то почему нет?

Слово «хобби» мне непонятно. У меня нет такого увлечения, которое так же, как бизнес, захлестывало бы меня с головой.

Я точно не диктатор. Я могу простить один раз и даже два, но третий раз — все знают — не прощу. Может быть всего две причины, почему человек пришел без результата: либо он мало усилий приложил, либо у него компетенций нет. Если человек мало усилий приложил, я ему дам еще шанс. Если компетенций нет, то либо я ему даю возможность эти компетенции нарастить, либо мы сразу расстаемся. Но я никогда не кричу, мой подход — это похвала, а если хочу указать на ошибку, то только с глазу на глаз.

Почему у нас получилось, а у других нет? Несколько основных причин. Во-первых, у нас сразу была цель сделать нечто большое, а не просто извлечь сиюминутную выгоду. Второе — это изначальные компетенции основателей и наше желание профессионально расти. И третье — это деньги. Мы не тратили деньги налево и направо, а все инвестировали в компанию, совершенствовали свой продукт.

 
По теме
Родители Ижевска могут подать заявление через портал «Госуслуги» Инга Коган Запись в 1 класс продлится до 30 июня Фото: Архив КП С 25 марта в некоторых школах столицы Удмуртии стартовала запись в первый класс.
В Удмуртии задержали 18-летнего наркоторговца из интернет-магазина В полиции Завьяловского района задержали молодого человека, который занимался незаконным распространением наркотиков через интернет-магазин.
Житель Удмуртии осужден за взлом чужого аккаунта в соцсети Мужчина из Можгинского района был признан виновным в неправомерном доступе к компьютерной информации и нарушении тайны переписки.
Жителям Удмуртии доступна новая возможность — запись к нотариусу онлайн. Большинство государственных и муниципальных услуг сегодня можно оформить онлайн на портале Госуслуг, отметил министр цифрового развития Михаил Фоминов.
Сотрудниками специализированного отдела по борьбе с организованной преступностью Управления уголовного розыска МВД по Удмуртской Республике при силовой поддержке бойцов Росгвардии по Удмуртии по подозрению в организации
ОМВД Удмуртской Республики
Крупного наркокурьера задержали в Удмуртии при содействии спецназа Росгвардии - Росгвардия Сотрудники специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по Удмуртской Республике оказали силовую поддержку полицейским в задержании регионального курьера интернет-магазина,
Росгвардия
Административный обход 29.03.2024г. - Клинико-диагностический центр Административный обход 29.03.2024г. Очередной административный обход состоялся сегодня в стационаре Республиканского клинико-диагностического центра.
Клинико-диагностический центр
28 марта 2024 года состоялось очередное занятие школы здоровья для пациентов «Коронарный клуб» - Клинико-диагностический центр 28 марта 2024 года состоялось очередное занятие школы здоровья для пациентов «Коронарный клуб» В телемедицинской студии БУЗ УР «РКДЦ МЗ УР» собрались пациенты, которых волнует сохранение здоровья сердца и сосудов.
Клинико-диагностический центр
Удмуртия вошла в пилотный проект по созданию учебников об истории родного края - Министерство национальной политики Руководитель Администрации Главы и Правительства республики Александр Журавлев встретился с представителями ассоциации «Удмурт Кенеш», членами президиума Госсовета и профильными министерствами – национальной политики, культуры,
Министерство национальной политики