Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов — о результатах ЕГЭ-2017 и перспективах на следующий год

Система строгого контроля на едином госэкзамене привела  к тому, что уровень подготовки выпускников ощутимо вырос, а ректоры  наконец  перестали жаловаться на первокурсников. Об этом в интервью «Известиям» заявил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. Со следующего года ведомство направит  основные усилия на то, чтобы добиться объективных результатов  олимпиад и справедливой  выдачи медалей выпускникам. А список школ, где не совсем честно проводят аттестацию в девятых классах, появится в открытом доступе.

  Какие выводы позволяют сделать итоги экзаменационной кампании 2017 года?

—  В этом году не было скандалов, утечек. Мы добились максимально честных результатов. Главный вывод —  когда экзамен проходит объективно, растет  качество образования. Мы видим, что повышаются средние баллы по разным предметам. В этом году впервые 23 человека набрали 300 баллов по трем предметам. В регионах Северо-Кавказского федерального округа стало в три раза меньше неуспевающих школьников. Всего в России не прошли аттестацию  с учетом сентябрьских сроков  4265 выпускников 11-х классов, это 0,7% от общего числа.

Изменился уровень первокурсников. Об этом мне говорят сейчас ректоры  —  контингент стал совсем другой. Сегодня он, условно говоря, такой же по уровню, как в Советском Союзе.

Когда все школьники находятся в равных условиях, меняется и их мотивация: не списать, не договориться, а показать свои реальные результаты.

В этом году не было тестовой части ни в одном из предметов  за исключением иностранного языка. Сегодня экзамен максимально позволяет оценить творческие способности школьников и их общее развитие. Это уже не «угадайка». Это тот же самый письменный экзамен, который когда-то сдавали сегодняшние взрослые. Но который при этом проходит объективно и позволяет каждому школьнику, где бы он ни проживал, показать свои результаты и поступить в вуз.

  Когда ЕГЭ только внедряли, тестовая часть была основной мишенью критики. Теперь этот вопрос снят, но голоса за отмену такой формы аттестации еще звучат. Чем сейчас недовольны ваши оппоненты?

—  Некоторая критика остается в связи с так называемым натаскиванием на ЕГЭ, то есть ориентацией школьников только на предметы, по которым им предстоит сдавать экзамен. Поэтому мы и ввели в прошлом году Всероссийские проверочные работы для одиннадцатиклассников  —  чтобы оценивались не только предметы, которые сдаются в форме ЕГЭ. Если школьник выбирает для сдачи ЕГЭ предметы по естественно-научному профилю, он всё  равно должен знать историю России, географию, литературу. Точно так же и гуманитарий должен знать на базовом уровне физику, химию и биологию.

—  Какие изменения в процедуре аттестации могут произойти в 2018 году?

—  В следующем году мы будем больше использовать технологию печати и сканирования материалов непосредственно в пункте проведения экзамена (ППЭ). Она позволяет освободить учителей от обязанности доставлять задания в ППЭ. Их распечатывают прямо в присутствии школьников. После экзамена результаты сканируются и загружаются в «облако». Потом в них уже нельзя внести никаких изменений, только проверить и оценить.

В прошлом году мы 25% работ проверяли не в том регионе, где они были написаны. В следующем  мы планируем достичь показателя 50%. Так мы полностью исключим любое вмешательство в результаты экзамена.

  С чем возникли сложности у выпускников на экзамене?

—  Как и в предыдущие годы, главной проблемой для них стали задания на применение полученных знаний в практических ситуациях, на аргументацию, объяснение своей позиции по предложенному вопросу.

  Контроль за проведением экзамена стал так строг, что, казалось бы, дальше некуда. Но всегда есть желающие его обойти...

—  По-прежнему бывают случаи, когда школьники проносят телефоны либо шпаргалки, и мы удаляем ребят с экзаменов. В этом году до входа в экзаменационные пункты с помощью рамок и металлоискателей мы обнаружили около 3 тыс. мобильных телефонов. Помимо «традиционных» методов списывания, пытаются использовать и современные технологии: «умные» часы, микронаушники, микрокамеры и т.д.

  На чем вы считаете нужным сосредоточиться в 2018 году?

—  Необъективность теперь проявляется в других процедурах, и навести там порядок —  следующий этап нашей работы. Есть проблемы с олимпиадами, которые проводят вузы. Не всегда заслуженно получают медали выпускники 11-х классов.

Этим летом мы объявили о неестественно большом числе медалистов в некоторых регионах. В большинстве из них провели проверки, убедились, что многие медали выдавали незаслуженно. 

Мы обсуждали эту ситуацию на общественном совете, и один из его членов вспоминал, что раньше комиссия по медалям смотрела не только итоговые оценки, но и полученные за весь период обучения. Надо обсудить эту идею, возможно, к этой практике стоит вернуться.

Мы не должны допустить повторения скандальной ситуации в Адыгее (когда медалистка публично обвинила свою одноклассницу в том, что та получила медаль благодаря влиятельной родственнице. —  «Известия»). Несправедливость и необъективность раздражает и демотивирует тех, кто хочет учиться.

  Как обстоят дела с государственной итоговой аттестацией в девятых классах? Она проходит объективно?

—  Ответственность за проведение процедуры возложена на регионы. И, к сожалению, бывают необъективные результаты. Это, в свою очередь, влияет на проведение ЕГЭ. Когда школьнику помогают в девятом классе  и он с низкими результатами получает высокие оценки, то потом —  и мы это проверяли —  он пытается списать на ЕГЭ в 11-м. Кстати, и нервное напряжение в период сдачи ЕГЭ больше всего испытывают не те, кто хорошо подготовлен, а школьники, которые не самым честным образом получили хорошие результаты на ГИА-9.

Этим летом мы выбирали в каждом регионе два-три муниципалитета, где в позапрошлом году были самые высокие результаты ГИА в девятых классах, и контролировали их. И увидели, что результаты необъективны.

Некоторые регионы в этом году впервые провели государственную итоговую аттестацию после девятого класса максимально объективно. В итоге им пришлось снижать минимальные пороги по отдельным предметам практически в два раза, чтобы дети не остались без аттестатов, —  настолько там упал уровень образования из-за того, что в прошлые годы не было объективных результатов. 

Мы также начинали с республиками Северо-Кавказского федерального округа, когда в 2014 году  после впервые проведенного честно ЕГЭ  средний балл по русскому языку там составил 36 баллов. В 2013 году этот показатель равнялся 72 баллам. Мы узнали реальный уровень учеников, начали с этим работать, и в итоге нам удалось, как я уже говорил, в три раза снизить количество ребят, не преодолевших минимальный порог.

В следующем году я планирую опубликовать список школ, которые, по нашему мнению, необъективно проводят итоговую аттестацию в девятых классах и всероссийские проверочные работы. В прошлом году примерно 50% школ показало необъективные результаты всероссийских проверочных работ. В этом году показатель чуть лучше —  40%  —  но всё  равно заставляет задуматься.

  Вы упомянули о том, что проведением ГИА в девятых классах занимаются местные власти. Но ведь они, очевидно, заинтересованы в высоких результатах региона. Как вы видите решение этой проблемы?

—  Есть такой парадокс: желание иметь лучшие результаты в регионе приводит к их фальсификации. Мы всегда говорим, что не надо сравнивать регионы, школы и учителей по результатам оценочных процедур. Неслучайно из указа президента исключен показатель ЕГЭ как критерий оценки губернаторов.

Наказывать школы за низкие результаты неправильно. Нужно сначала разобраться в причинах, предложить помощь. Может быть, 50–60 баллов —  хороший средний результат для конкретной школы? А вот если школа не выполняет рекомендации, тогда можно принять административные меры.

Мы добиваемся объективных результатов на всех этапах не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы учителя и методисты могли вовремя устранять выявленные у школьников пробелы в знаниях и максимально поддерживать их мотивацию к обучению.

  В 2022 году планируется сделать ЕГЭ по иностранному языку обязательным. У школ хватит ресурсов, чтобы выполнить эту задачу? Успеют ли подготовиться?

—  Действительно, у школ есть проблемы с ресурсами. Но их не решить, если мы будем отодвигать сроки. Так что вопрос о том, чтобы не вводить ЕГЭ по иностранному языку в качестве обязательного, не стоит. После окончания школы молодые люди должны владеть иностранным языком хотя бы на бытовом уровне.

В 2020 году мы проведем национальное исследование и разработаем экзаменационные материалы в соответствии с выявленным уровнем школьников. При необходимости мы потом сможем его повысить. Но с чего-то надо начинать.


Источник  iz.ru




 
По теме
В рамках двустороннего сотрудничества УдГУ с Ургенчским государственным университетом с 13 по 26 марта 2024 года институт естественных наук принял преподавателей из узбекского вуза-партнера - заведующего кафедрой географ
В рамках реализации плана по научно-методическому сопровождению использования педагогами цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе в Институте развития образования 22 марта 2024 года состоялся семинар
20 марта 2024 года состоялся очередной вебинар Аналитического центра ФИОКО на актуальную тему «Социокультурная адаптация детей из семей мигрантов и вынужденных переселенцев в условиях образовательных организаций».
25 марта в УдГАУ прошёл заключительный тур олимпиады «Юный аграрий». Мероприятие началось с минуты молчания в память о погибших при теракте в «Крокусе».
Такими были основные темы и идеи проектов на секции конференции кафедры лесоустройства и экологии.
изображение_viber_2024-03-15_10-29-19-870.jpg - Институт развития образования Сегодня в Институте развития образования Удмуртской Республики состоялось важное событие: защита выпускных квалификационных работ будущими менеджерами в сфере образования.
Институт развития образования
Конфискация авто за «пьяную» езду - УФССП по Удмуртской Республике Под контролем судебных приставов УФССП России по Удмуртской Республике сразу у двух жителей г. Воткинска конфискованы автомобили.
УФССП по Удмуртской Республике
19 медицинских работников с начала 2024 года воспользовались мерами поддержки в Удмуртии - Министерство здравоохранения В медицинские учреждения Удмуртии за три месяца 2024 года на работу привлекли 8 специалистов по федеральным программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер».
Министерство здравоохранения
Театральная мастерская из Воткинска выиграла бронзовую награду за лучший детский спектакль Дмитрий Соколов Церемония награждения победителей фестиваля состоится в апреле в Ижевске.
Комсомольская Правда