Летний период имеет свои особенности при организации работы в сфере общественного питания. На селе в этот период идут сельскохозяйственные работы, питание трудящихся организуется в поле. В городах активизируется работа предприятий общественного питания быстрого обслуживания населения в местах массового отдыха: парки, скверы, пляжи, стадионы, открытые площадки. В летний период традиционно увеличивается количество спортивных мероприятий, в которых бывает задействовано большое количество населения.
В связи с этим, необходимо помнить, что вся продукция общественного питания относится к категории особо скоропортящейся. Она не подлежит хранению без холода, поэтому в период высоких погодных температур приобретает особую эпидемиологическую значимость (возрастает риск пищевых отравлений) и требует соблюдение всех санитарно-гигиенических требований на всех этапах: от производства до реализации.
В целях контроля за соблюдением выполнения санитарно-гигиенических требований и Закона о защите прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) круглый год, а в летний период особенно усиленно, осуществляется контроль предприятий общественного питания.
За 5 месяцев 2017 года специалистами Управления было проведено 49 проверок предприятий общественного питания (16 – плановые и 33 внеплановых проверки, в т.ч.: эпидемиологических расследований, административных расследований по жалобам потребителей). В 47 из них были выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и санитарного законодательства.
В ходе проверок было исследовано 684 пробы продукции, из них по микробиологическим показателям – 532, из них не соответствуют установленным требованиям 26 (4,9%); по санитарно-химическим – 152 – все пробы соответствуют установленным нормативам.
Основные нарушения в области санитарного законодательства:
- не разработаны и не внедрены процедуры, связанные с требованиями безопасности ХАССП;
- нарушена установленная периодичность прохождения гигиенического обучения и аттестации сотрудников;
- не проводится бракерах готовой продукции;
- не соблюдаются правила приемки по качеству поступающей на переработку продукции;
- неудовлетворительное качество уборки в помещениях кухни;
- нарушаются правила мытья посуды;
- не соблюдаются правила товарного соседства при хранении продуктов;
- не проводится производственный контроль как входящего сырья, так и готовой кулинарной продукции.
Основные нарушения в области защиты прав потребителей:
- не предоставляется информация о продавце, месте нахождения юридического лица, режиме работы;
- отсутствует книга отзывов и предложений;
- не предоставляется полная и достоверная информация о реализуемых товарах: состав, срок годности и т.д.;
- допускается реализация товара без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции;
- допускаются нарушения в оформлении ценников.
По фактам выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования и защиты прав потребителей специалистами Управления было составлено 56 протоколов (20 – на юр.л, 7 – на ИП, 16 – на граждан, 13 – на должностных лиц), вынесено 42 постановление. Общая сумма наложенных штрафов составила 211300 рублей. По результатам проверок выносились предписания об устранении выявленных нарушений.
По результатам проверок предприятий общественного питания, переданных Управлением в суды, была приостановлена деятельность 2 предприятий общественного питания на срок 30 суток, а также деятельность отдельных цехов 3 предприятий общественного питания на срок от 30 до 90 суток.
Деятельность предприятий общественного питания в летний период находится на особом контроле Управления.
Права потребителя при оказании услуг предприятием общественного питания
В соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- безвозмездного изготовления продукции общепита надлежащего качества;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков. Кроме всего прочего, потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При обслуживании Потребителю выписывается счет на установленных бланках с нумерацией и печатью предприятия.
Следует отметить, что за нечаянную порчу имущества (бой посуды и т.д.) организации общественного питания пытаются возложить ответственность на посетителей. Однако, в соответствии со ст.ст. 210, 211 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Таким образом, условие о применении штрафных санкций за случайную порчу имущества ущемляет права потребителя и является недействительным.