В 2017 году в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) поступило 278 обращений (из них: 36 – устных в рамках Общественной приемной, 62 звонка на горячую линию и 180 – письменных) от граждан на некачественно предоставленные финансовые услуги, в том числе 39 обращений были перенаправлены в другие органы для рассмотрения в пределах компетенции.
Всего в прошедшем году специалистами Управления проведено 11 плановых проверок и 2 административных расследования в отношении финансовых организаций. Нарушения Законодательства о защите прав потребителей были выявлены при 9 проверках (82% от общего количества проверок).
Основные выявленные нарушения:
• индивидуальные условия договоров потребительского займа не содержат информацию о возможности запрета заемщиком уступки кредитором прав требований третьим лицам;
• взимание комиссии за внесение изменений в условия договора потребительского займа в части освобождения заемщика от обязанностей, связанных со страхованием жизни и здоровья заемщика;
• установление полной стоимости кредита (займа) выше предельного значения ПСК, рассчитанного Банком России;
• ограничение права заемщика на выбор суда только по месту жительства заемщика;
• списание банком в безакцептном порядке денег с любых лицевых счетов заемщика;
• отсутствие в индивидуальных условиях договора потребительского кредита (займа) информации о бесплатном способе исполнения денежного обязательства по месту нахождения заемщика.
По результатам контрольно-надзорной деятельности (проверки, рассмотрения обращений граждан, поступившие материалы из Прокуратуры УР и Волго-Вятского главного Управления (отделения Национального Банка по Республике Татарстан) специалистами Управления было составлено 50 протоколов об административном правонарушении в разрезе статей: ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ и ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ, вынесено 31 постановление на общую сумму 95500 рублей. Выдано 11 предписаний по устранению выявленных нарушений.
В 2017 году Управлением предъявлен иск к ПАО «Московский областной банк» в интересах конкретного потребителя. Иск судом удовлетворен, в пользу потребителя присуждено 7000 рублей, в том числе 1000 рублей составила компенсация морального вреда.
С целью повышения уровня финансовой грамотности среди населения специалистами Управления в апреле прошлого года в рамках Недели финансовой грамотности в России проведено 4 мастер-класса со школьниками 7-11 классов по основам финансовой грамотности, в июне 2017 года проведен урок финансовой грамотности в Ижевском юридическом колледже.
В ноябре 2017 года в Управлении в рамках работы Консультативного совета по защите прав потребителей проведено совещание на тему «О соблюдении требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг микрофинансовыми организациями на территории Удмуртской Республики». В работе Консультативного совета приняли участие органы местного самоуправления, общественные организации, представители МФО. По результатам работы Консультативного совета было принято решение об объединении усилий контролирующих органов, ОМС, общественных организаций, представителей бизнеса в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Деятельность Управления по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг в 2018 году продолжается.