Права потребителей и основные нарушения, выявляемые при проверках парикмахерских и салонов красоты

Одним из направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) является контроль за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании парикмахерских услуг.

Исполнитель услуг парикмахерских - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги парикмахерских по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, выполняющие постижерные работы (изготовление накладных париков, усов, бород из натуральных и искусственных волос).

Салоны красоты и парикмахерские в настоящее время предлагают потребителям разнообразный объем услуг, в том числе: маникюр, педикюр, стрижки, окраска и химическая завивка волос, услуги солярия, косметические услуги (макияж) и т.д. При этом косметические услуги следует отличать от схожих по звучанию услуг косметологических, так как оказание косметических услуги регулируется Правилами № 1025, в то время как оказание косметологических услуг (медицинская помощь по профилю «косметология») регламентируется «Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27, а с 01 января 2013 года - «Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006.

Таким образом, салоны красоты и парикмахерские, оказывающие косметологические услуги, должны соблюдать требования вышеназванных правил оказания платных медицинских услуг, в том числе – требование о наличии лицензии на оказываемые косметологические услуги.

Значительное количество парикмахерских и салонов красоты ставит потребителей перед выбором наиболее подходящей для себя организации, так как спектр предоставляемых ими услуг довольно широк. Кроме того, далеко не все потребители остаются довольны качеством оказываемых услуг, что и является поводом для написания жалобы. Неаккуратная стрижка; испорченные окрашиванием волосы; инфекционные заболевания, полученные от использования необработанных должным образом инструментов и т.д., все это результат некачественного оказания услуг. К сожалению, далеко не все парикмахерские, салоны красоты, солярии и пр. отвечают требованиям, установленным законодательством. Зачастую профессиональный уровень работников данных организаций является причиной серьезных нарушений.

Основные нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявляемые при проверках Управления:

• отсутствуют вывески, индивидуальные предприниматели не доводят до сведения потребителей информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего их органа;

• при расчетах с клиентами в документах об оплате отсутствуют сведения о виде услуги;

• отсутствует книга отзывов и предложений;

• отсутствуют Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации;

• при оказании услуг используются косметические средства с истекшим сроком годности;

• не представлены документы (сертификаты соответствия или декларации) на используемые при оказании услуг косметические средства;

Основные нарушения санитарного законодательства, выявляемые при проверках Управления:

• набор помещений не соответствует требованиям санитарных правил: отсутствуют подсобные помещения для хранения уборочного инвентаря, грязного белья, остриженных волос; нет комнаты для персонала, рабочая и домашняя одежда хранятся совместно, не выделяется помещение для ожидания клиентов (как правило это происходит в зале обслуживания); отсутствует специально оборудованное раковиной место (или помещение) для обеззараживания инструментов;

• стирка белья осуществляется в домашних условиях либо в приспособленных помещениях в парикмахерской;

• в парикмахерском зале отсутствуют раковины для мытья рук;

• на объекте не проводится производственный контроль за соблюдением санитарных правил: отсутствует программа производственного контроля, а существующие программы выполнены формально, без учета видов деятельности и не соответствуют требованиям санитарных правил, поскольку отсутствует перечень лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, не определен объем и контрольные точки производственного лабораторного, инструментального контроля;

• используемые для проведения маникюра, педикюра, косметических манипуляций инструменты, не подвергаются трехэтапной обработке (дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации);

• отсутствует соответствующее стерилизующее оборудование (предъявляемое при проверках оборудование для обеззараживания инструментов как правило не имеет сопроводительных документов о качестве и безопасности, в том числе свидетельство о государственной регистрации данного оборудования на территории РФ; а также информации на русском языке по его эксплуатации), что может привести к риску инфицирования как работников, так и обслуживаемых клиентов парентеральными гепатитами, ВИЧ инфекцией;

• не соблюдаются правила обеззараживания использованных расчесок, щеток, ножниц для стрижки волос – инструменты погружаются в дезинфицирующий раствор, приготовленный на глаз; зачастую дезинфицирующие средства бывают с истекшим сроком годности либо вовсе отсутствуют;

• специалисты по маникюру и педикюру работают без резиновых перчаток;

• отсутствуют утвержденные индивидуальными предпринимателями графики проведения генеральных уборок помещений;

• администрации парикмахерских не контролируют прохождение сотрудниками медицинских осмотров, гигиеническую подготовку и аттестацию сотрудников. Зачастую на работу принимаются лица, не прошедшие предварительный медицинский осмотр. В ряде парикмахерских отсутствуют личные медицинские книжки работников.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке в т.ч. должна содержать:

-перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления - обычно в виде прейскуранта.

Отсутствие прейскуранта цен на оказываемые услуги в салонах красоты и парикмахерских или его непредставление потребителю часто приводит к тому, что потребитель узнает о стоимости услуги уже после ее оказания и, как правило, в устной форме, что не соответствует требованиям Закона и Правил № 1025.

Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Исполнитель услуг не вправе оказывать дополнительные услуги потребителю без его согласия.

В процессе оказания услуги мастер, например, может наносить различные маски на волосы клиента, чтобы «подлечить» их или может делать укладку после окрашивания/стрижки. Добросовестный специалист заранее предупреждает, какие дополнительные процедуры потребуются, объявляет их стоимость. Недобросовестный — проводит все манипуляции, не информируя клиента, а потом включает в счет.

Таким образом, если потребителю без его согласия была оказана какая-либо услуга, то он вправе потребовать выставления счета с перечислением всех оказанных услуг и стоимостью каждой из них. Если предварительного информирования о какой-либо услуге и ее стоимости не было, то потребитель вправе отказаться от ее оплаты. После того как потребитель оплатил предоставленные ему услуги, он вправе требовать документ, подтверждающий факт оплаты и в целом оказание услуги. Таковыми будут являться квитанция, кассовый чек или иной документ строгой отчетности.

Требованиями ГОСТ Р 51142-98 (п.5.5.) установлено, что работник, оказывающий услуги парикмахерских (салонов красоты), должен иметь специальное профессиональное образование и должен быть аттестован в соответствии с квалификацией.

Качество парикмахерских услуг – весьма деликатный вопрос, поскольку сразу отражается на внешности потребителя и даже порой на его здоровье, а исправление недостатков может потребовать определенного времени.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе требовать возврата стоимости услуг и полного возмещения убытков, если недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены, либо если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.


 
По теме
Сегодня юные пациенты, находящиеся на лечении в отделениях Республиканской детской клинической больницы, получили множество подарков: новые игрушки, «развивайки», игровые наборы,
Опухоль заметили во время диспансеризации у пациентки из Ижевска Источник: kp.ru Ей провели все обследования У 27-летней пациентки из Ижевска во время диспансеризации обнаружили тератому средостения,
Вопросы организации питания в образовательных учреждениях являются одними из приоритетных в деятельности Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.
По всей стране талантливые ученые создают уникальные изобретения в различных отраслях: медицине, цифровизации, производстве, транспортной отрасли, экологии и многих других.
По всей стране талантливые ученые создают уникальные изобретения в различных отраслях: медицине, цифровизации, производстве, транспортной отрасли, экологии и многих других.
Фонд содействия инновациям
19 медицинских работников с начала 2024 года воспользовались мерами поддержки в Удмуртии - Министерство здравоохранения В медицинские учреждения Удмуртии за три месяца 2024 года на работу привлекли 8 специалистов по федеральным программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер».
Министерство здравоохранения
Всемирный день театра прошел в Детской школе искусств п. Балезино! - Управление культуры В честь Всемирного дня театра в школе прошли тематические мероприятия. Для преподавателей был организован мастер-класс, проведенный Татьяной Владимировной Кутявиной – опытным преподавателем театрального отделения.
Управление культуры