99 из 100 врио не стали бы заниматься организацией форума для предпринимателей практически сразу после назначения. У вновь назначенных губернаторов и без того есть чем заниматься. Бречалов это сделал. Не только потому, что его команда хорошо умеет делать такие мероприятия и нужно было это продемонстрировать. Скорее это был ответ на немой вопрос «Чем в первую очередь планируете заняться?» Ответ: «Экономикой».
Политика вторичнаУдмуртия очень политизированный регион. Не уникальный в этом смысле, но от этого ничуть не легче. Политизированный — это когда телегу ставят впереди лошади. Когда административный (и по сути своей политический) ресурс становится определяющим для успеха бизнеса. Когда экономическим развитием жертвуют ради политической стабильности. И у нас достаточно кейсов по успешной монетизации политического влияния.
Именно поэтому «варяга» в регионе ждали с большой опаской — привычная логика подсказывала, что вместе с новым руководителем нужно ожидать и приезда «новых предпринимателей». Для нас это нормально: не только у предыдущих глав республики были свои доверенные бизнесмены и излюбленные отрасли, но они были и есть также и у муниципальных руководителей.
Но вот оказывается, что у Бречалова таких бизнесменов нет. Судя по всему его личные цели амбициознее, нежели занять место разводящего в региональных междусобойчиках, и Удмуртию он рассматривает как возможность самореализации в роли управленца и политика, и, в случае удачи, выхода на новый уровень. Врио этого не скрывает: «У меня нет никаких личных интересов, кроме как справиться с вызовом. Я человек азартный и, наверное, по-хорошему амбициозный. Моя задача, чтобы Удмуртия конкурировала с самыми успешными и развитыми территориями страны» (цитата из официального пресс-релиза о встрече врио Главы УР с Ассоциацией «Деловая Удмуртия»).
Политических задач при этом с Александра Бречалова никто не снимает — в этом году выборы Главы республики и выборы в Госсовет, в следующем выборы — выборы Президента России. Но и тут для врио очевидно важнее та составляющая, что пойдет в «федеральную зачетку». Вряд ли ему важен персональный состав будущего Госсовета (большинство из тех, кто там окажется он все равно не знает лично), который давно превратился в декоративный орган власти. А вот общий процент партии власти важен, так же как важно не просто победить (в чем никто не сомневается) сколько победить с убедительнейшим большинством голосов.
Для того, чтобы добиться этих результатов у Бречалова уже все необходимые ресурсы и ему не нужно вступать ни в какие коалиции и союзы, не нужно ни на кого давить — достаточно выдать гарантии, что ничьи интересы не будут затронуты. И первое что сделал врио — он эти гарантии выдал: встречи с бизнесменами, промышленниками, общественниками, национальными объединениями — они как раз для это и были нужны.
Таким образом, Александр Бречалов отодвигает от себя политику (правильнее сказать — «провинциальную политику») на второй план, говорит о равноудаленности бизнеса от власти (тут вспоминается первый срок Владимира Владимировича Путина) и начинает заниматься наведением порядка в экономике, потому что в этом его единственный шанс «справиться с вызовом» и написать свою историю успеха.
Экономика до БречаловаЕсть точка зрения, что в Удмуртии не все так плохо с экономикой. У нас, например, сохранились и работают крупные заводы, заточенные под выпуск «оборонной продукции» (республика в прошлом году показала четвертый в РФ результат по темпам роста производства в обрабатывающей промышленности). Работает автозавод, есть предприятия переработки сельскохозяйственной продукции, есть нефть, есть строительные компании. Все это позволяет Удмуртии числится в середине всевозможных рейтингов, не претендуя на большее.
Врио мог бы спокойно заняться «вечными проблемами» — дороги, бюджет, сокращение чиновников, коррупция, выборы — этого было бы вполне достаточно чтобы обозначить «развитие» и решить первоочередные политические задачи.
Это было бы воспринято вполне нормально — мы привыкли к тому, что власть мыслит «электоральными циклами», которые слишком коротки для инвестиций в экономику. А все что может вырасти и развиться в существующих условиях, вырастет и разовьется без вмешательства главы республики.
При этом опыт таких регионов как Ульяновская область (где нет природной ренты как в ХМАО, столичного статуса как в Москве и Санкт-Петербурге, или национального лобби как в Татарстане) показывает, что любой регион имеет значительный внутренний потенциал для ускорения темпов развития экономики.
Справка СД Ульяновская область10 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата АСИ.
В 2007 году объем инвестиций в основной капитал в области составлял (32,5 млрд рублей (в Удмуртии — 44,5 млрд). В 2015 году: Ульяновская область — 90,1 млрд рублей, Удмуртская Республика — 80,3 млрд.
В течение последних трех лет Ульяновская область находится в первой двадцатке рейтинга регионов России с наиболее благоприятным инвестиционным климатом (10 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата АСИ-2017. Удмуртия — 28 место).
Пятую часть доходной базы бюджета Ульяновской области составляют налоговые и акцизные отчисления предприятий, которые были построены в Ульяновской области инвесторами за последние 10 лет. За период с 2005 года по настоящее время в Ульяновской области реализовано 160 инвестиционных проектов на общую сумму порядка 89 миллиардов рублей, в результате чего было создано более 20 тысяч новых рабочих мест с заработной платой не ниже средней по региону. В течение последних 3 лет за счет инвесторов в Ульяновской области ежегодно создается не менее 3 тысяч новых рабочих мест.
Удмуртия с точки зрения имеющихся ресурсов выигрывает у многих регионов, но зачастую проигрывает в конкурентной борьбе за инвестора (в том числе за инвестиции своих, удмуртских компаний) регионам с равными или более слабыми стартовыми позициями. Это как раз следствие политики «невмешательства» — одно крупное мероприятие для инвесторов в год (по факту: и не для и инвесторов, и не крупное), формальный реестр инвестиционных проектов, наличие инфраструктуры поддержки малого бизнеса при отсутствии у этой инфраструктуры какой-либо проактивной позиции. Плюс отсутствие всякого внимания к перспективным отраслям — к IT-бизнесу, например. Плюс невнятный имидж региона: мы так и не определились кто мы: родина Чайковского, родина автомата Калашникова, регион-завод или все сразу (Петр Ильич с автоматом на мотоцикле «Иж»)?
Справка СД Реестр инвестиционных проектовВ реестре инвестиционных проектов Удмуртской республики числится 189 инвестпроектов на общую сумму свыше 256 млрд рублей. Значительная часть из них, судя по указанным в реестре срокам уже должны быть реализованы. Таких проектов в реестре мы насчитали на общую сумму около 29 млрд рублей.
Есть проекты, реализация которых под большим сомнением. Например, «организация инновационного агробиологического кластера» с общим объемом инвестиций 26,5 млрд рублей или проект «Ижевский завод» с объемом инвестиций 25 млрд рублей. В сомнительные можно также записать проект «Производство высококачественной льняной продукции» с объемом инвестиций в 10 млрд рублей менее чем за 2,5 года (учитывая, что инвестор — магазин льняной одежды из Казани). Таким образом даже поверхностная экспертиза облегчает реестр инвестиционных проектов на более чем на 90 миллиардов.
Экономика БречаловаНе побоюсь выглядеть оптимистом — то что делает команда Бречалова в сфере экономики, обнадеживает. Обнадеживает, что начали с ревизии: значит хотят понять, что есть, чего нет; что из того, что есть — нужно, а что — нет. И ревизия в данном случае — это не только инвентаризация активов и пересчет личного состава, но и получение обратной связи. Форум «Сделано в Удмуртии», в частности, использовался как такой инструмент — раньше этого не делалось, хотя, казалось бы, очевидная вещь.
Второе, что обнадеживает: есть понимание, что рост объемов привлеченных в регион инвестиций — это не только единичные крупные проекты, за которые конкуренция огромна, но и множество небольших. И у последних есть свои преимущества: за них меньше конкуренция, они менее требовательны к инфраструктуре, они быстрее реализуются и быстрее приносят результат. Исходя из этого формируется и история успеха региона: уже не только промышленные и агропромышленные гиганты, но и малый бизнес. Здесь же стоит отметить попадание в фокус IT-отрасли, которую предпочитали просто не замечать. И не забудем про изменение роли зампреда-постоянного представителя главы УР при Президенте РФ — уже не просто представитель, а точка входа для всех, кого интересует работа с республикой. Аналогичного изменения функций следует ожидать и в отношении всех отраслевых министерств: пора им перестать выступать в роли сборщиков статистики и распределителей бюджетных средств.
И третье: есть понимание что внешние инвестиции — это не панацея для экономики. Бизнес идет туда, где бизнесу хорошо. Нужно создать условия для своих предпринимателей. Об этом в общем и говорил Александр Бречалов, заявляя о необходимости удвоить налоговые поступления от малого бизнеса в бюджет региона в ближайшие два-три года. И в этом направлении тоже есть подвижки: проекты в области бизнес-образования, обсуждается идея ( и она с большой долей вероятности будет реализована) о создании единого маркетингового центра, где будет оказываться посильная помощь в упаковке бизнес-проектов, их продвижении на рынки за пределами республики. Сюда же можно отнести поиск возможностей для создания дополнительного спроса для расширения рынков сбыта: проекты в области событийного туризма (массовые спортивные мероприятия, этнодеревня и проч).
Самое главное, что Бречалов готов делать все от него зависящее, использовать все имеющиеся ресурсы и возможности для того, чтобы совершить прорыв в сфере экономики. Это кстати не так уж и сложно, учитывая, что большинство ближайших конкурентов в общем страдают теми же недостатками, какими страдала (и продолжает) и Удмуртия. То есть, для того, чтобы прорваться в высший эшелон достаточно делать чуть больше, чем делают другие.
Тут амбиции Александра Бречалова Удмуртии на руку — с тройкой по экономике (пусть и с пятеркой по политике) его в следующий класс не переведут. К тому же и конкуренция нарастает: в Пермском крае сменился руководитель, в Башкортостане, заметно сдавшем за последние годы свои позиции, руководитель, вероятно, тоже вскоре поменяется. Плюс целая когорта «молодых технократов», возглавивших регионы до Бречалова.
Справка СД Что сделано командой Бречалова в экономике за два месяцаУдмуртия вошла в число 13 пилотных регионов, где будет внедрен региональный экспортный стандарт, разработанный Российским экспортным центром.
Подписано соглашение с этнографическим парк-музеем Этномир о строительстве на его территории «Дома Удмуртии».
Подписано соглашение с университетом «Синергия» о реализации в Удмуртии образовательных программ для предпринимателей (будут запущены уже этой осенью)
Подписан инвестиционный контракт на сумму более 115 млн рублей на строительство отделения гемодиализа в Сарапуле.
Ведется составление карты инвестиционных возможностей региона.