Накануне руководитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) Н.С. Матюшина провела коллегию на которой были обсуждены вопросы состояния обращений твердых коммунальных отходов, а также ситуация с вывозом жидких бытовых отходов на территории Удмуртской Республики.
В мероприятии приняли участие: председатель постоянной комиссии Государственного Совета УР по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды; прокурор Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры; заместитель министра энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР; заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР; главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Удмуртской Республике»; главы МО.
На сегодняшний день в Удмуртской Республике действует 562 объекта размещения отходов, в т.ч. 8 объектов захоронения отходов, 14 объектов хранения отходов, около 60 свалок, созданных в соответствии с Постановлениями местных органов власти, но не соответствующих санитарному и природоохранному законодательству, 540 несанкционированных свалок.
В связи с отсутствием полигонов для размещения отходов, крайне неблагоприятная ситуация с размещением твёрдых коммунальных отходов сложилась на территориях сельских поселений. Отведение земельных участков под санкционированные свалки осуществлялось постановлениями Глав местного самоуправления без учёта экологических и санитарно-гигиенических норм и требований.
В 2016 году в регионе зарегистрировано 540 несанкционированных свалок, занимающие площадь 591 га. В основном данные свалки сформировались вблизи сельских поселений республики, в которых не развита или отсутствует система сбора и вывоза отходов. На данных объектах стихийного размещения отходов, в основной массе, накоплены твердые коммунальные отходы, но встречаются и отходы 1-2 класса опасности, такие как ртутные лампы и отработанные аккумуляторы.
С 2015 года по настоящее время по вопросам обращения с отходами и санитарного содержания территорий муниципальных образований поступило 538 обращений, в том числе 60 обращений на несанкционированные свалки, 120 на сбор и утилизацию ЖБО.
Основными нарушениями, выявленными в ходе административных расследований являлось нарушение правил содержания территорий населенных мест, несоответствие требованиям санитарных норм и правил площадок для складирования ТКО, не организован сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности граждан, наличие несанкционированных свалок, отсутствие оборудованных контейнерных площадок для сбора ТКО, несоблюдение расстояния от контейнерных площадок до жилых домов и др.
Территория Удмуртской Республики относится к территориям, где регистрируются природноочаговые инфекции, в том числе гемморагическая лихорадка с почечным синдромом.
В 2017 году при исследовании мышевидных грызунов возбудители ГЛПС были обнаружены в 20,3 %. Эпидемическая остановка по заболеваемости ГЛПС остается в Удмуртии крайне неблагополучной. За истекший период 2017 года зарегистрировано 1702 случая ГЛПС, показатель заболеваемости составил 111,5 на 100 тысяч населения, что выше аналогичного показателя 2016 года в 3,4 раза, соответствующего показателя по РФ в 28 раз. Уровень среднемноголетней заболеваемости превышен в 2,2 раза. В Увинском, Кезском, Сюмсинском, Якшур-Бодьинском, Вавожском районах, г.Ижевске показатели заболеваемости ГЛПС превысили среднереспубликанский уровень в 2-3 раза. Зарегистрировано 5 случаев летальных исходов.
Свалки являются местом прокорма бродячих животных, которые часто поражены бешенством и опасны для людей. В 2016 году зарегистрировано 116 случаев бешенства среди животных, за антирабической помощью в лечебные учреждения обратилось 5 тысяч человек; за 10 месяцев 2017 гола зарегистрировано 64 случая, за антирабической помощью обратилось 4235 человек.
В Удмуртские Республики принято Постановление Правительства УР от 18.11.2017г. № 435 о порядке сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории УР, которое вступает в силу с 01.01.2018г.
В Республике разработана и утверждена Постановлением Правительства УР от 22.05.2017г. № 213 Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в настоящее время на территории республики не назначен.
Планово-регулярная очистка территорий проводится в городах и крупных сельских населенных пунктах. В районах индивидуальной жилой застройки городов сбор и вывоз ТБО организован по графику, заявочной системе. В небольших сельских поселениях вывоз мусора производится 2 раза в год весной и осенью в период месячника по санитарной очистке.
В районных центрах проводится работа как по организации плановой регулярной очистки – для многоквартирных жилых домов оборудуются контейнерные площадки, устанавливаются контейнеры для ТКО, так и по графику, а также для сбора мусора в частном секторе с использование мешков для сбора мусора (МО «Малопургинский район», МО «Завьяловский район», МО «Якшур-Бодьинский район» и др.).
В сельских районах не всегда определена балансовая принадлежность контейнерных площадок и контейнеров для сбора ТКО, ответственного за содержание.
Несмотря на проводимую администрацией г. Ижевска работу по организации вывоза ТБО с территории частного жилого сектора полностью вопрос не решен. По-прежнему происходит образование свалок мусора, особенно в весенний период. На территории частного сектора Ленинского и Первомайского районов г. Ижевска периодически возникают свалки бытовых отходов и мусора, создаваемые самими жителями г. Ижевска.
При проверках объектов обезвреживания и размещения отходов нарушения санитарных норм при эксплуатации санкционированных свалок носят постоянный и однотипный характер:
- рабочие карты полигона ТКО не распределяются на суточные участки, разгрузка и складирование производиться беспорядочно;
- не проводится ежедневная изоляция уплотненного слоя ТБО в летнее время, имеются участки утрамбованного слоя ТКО без изоляционного покрытия;
- площадки для временного хранения ТБО не имеют водонепроницаемого изолирующего покрытия;
- отсутствует внешнее ограждение, обваловка территории;
- не проводится производственный контроль уровней загрязнения воздушной среды, подземных вод;
- не проводится подбор случайного мусора вдоль дорог, ведущих к местам складирования ТКО1;
- отсутствует инструкция по приёму бытовых отходов на полигоне ТКО и другие нарушения.
Крайне медленно и неудовлетворительно решаются вопросы организации, сбора от населения вышедших из строя энергосберегающих ламп, ртутьсодержащих приборов, элементов.
В городах Удмуртской Республики вопрос решен, но только в части сбора ртутьсодержащих приборов, осветительных устройств от юридических лиц, предприятий, хозяйствующих субъектов. При этом большинство Муниципальные образований республики самоустранились от выполнения Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 №681 (ред. от 01.10.2013) «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» в части контроля за организацией сбора, временного хранения на их территории осветительных устройств, электрических ламп, компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) от населения, в т.ч. многоквартирных домов, частных домовладений. Действительно, указанным Постановлением, организация мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также прием их от потребителей возложен на Управляющие компании, большинство из которых практически ничего не делают в целях реализации Постановления Правительства РФ.
Как следствие, у населения республики отсутствует возможность сдать отработанные или разбитые ртутьсодержащие приборы в специализированные организации. В определенной степени пытаются решать эту задачу общественные экологические организации.
В МО отсутствуют постановления, распоряжения администраций по вопросам обращения с приборами с ртутным заполнением, лампами, содержащими более 0,01% от объема заполнения.
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки.
В целом по республике сложилась малоэффективная система сбора и переработки вторичного сырья. Основной поток вторичного сырья попадает на свалки в смеси с остальным мусором, теряя при этом до 90% своей ликвидности.
В Удмуртской Республике действует 1 мусоросортировочный комплекс, расположенный на территории полигона ООО «Чистый город». Производительность мусоросортировочного комплекса составляет около 70 тыс. тонн в год, пропускная способность комплекса – 17 тонн в час.
По итогам коллегии Управление обратилось с предложениями в адрес Главы Правительства УР, глав МО, руководителей МУП ЖКХ о проведении комплекса мероприятий для улучшения сложившейся ситуации.