20 декабря в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова состоялась межвузовская научно-практическая конференция «Шестой технологический уклад: развитие социально-экономической инфраструктуры и трудового потенциала региона».
В конференции приняли участие студенты, молодые учёные и преподаватели ИжГТУ имени М.Т. Калашникова; Удмуртского государственного университета; Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, Ижевской государственной медицинской академии, представители Министерства образования и науки УР.
Как известно, технологический уклад – это совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. В связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов - к более высоким, прогрессивным.
Мир стремится к шестому технологическому укладу. Специалисты по прогнозам считают, что Россия находится сегодня в основном в третьем, четвертом и на первых этапах пятого технологического уклада. К последнему относятся, главным образом, предприятия высокотехнологичного военно-промышленного комплекса. При сохранении нынешних темпов технико-экономического развития, шестой технологический уклад начнёт оформляться в 2020-х годах.
На пленарное заседание конференции было вынесено обсуждение проблем и направлений развития социально-экономической инфраструктуры и трудового потенциала региона в процессе перехода к шестому технологическому укладу.
Работу конференции открыла министр образования и науки УР С.М. Болотникова , которая выразила надежду, что всё, что сегодня будет наработано, найдёт своё претворение в образовательной и кадровой политике и придаст региону импульс для социально-экономического развития.
Выступая перед участниками конференции, ректор ИжГТУ В.П. Грахов , в первую очередь, остановился на тех задачах, которые стоят перед высшей школой. «Надо понимать, что сегодня политика формируется на взаимодействии трёх составляющих: вуз-бизнес-власть, - отметил Валерий Павлович. - Вуз должен быть драйвером региона, и это амбициозная задача! Сегодня перед нами много вызовов. Мы должны думать о переходе от модели предложения образовательных услуг (то, что сейчас мы делаем) к модели спроса, обеспечения потребностей в образовательных услугах. Если бюджетные места заполнены абитуриентами с низким баллом, значит рейтинг этого направления подготовки низкий. В обществе уже установился переход к рыночным отношениям в образовании. Учитывая стратегию развития региона, мы должны готовить тех, кто нужен рынку. Надо сказать, мы закрыли уже заочное обучение экономистов, сложных технических направлений, строителей. И это правильно: лучше меньше – да лучше.
Министерство образования и науки требует, чтобы как минимум 10 процентов выпускных квалификационных работ студентов являлись стартапами. И к этому нам тоже надо стремиться. Сейчас мы также говорим о перестройке мышления преподавателей! А главное – это создание в образовательном пространстве постоянных позитивных перемен!»
Проректор по учебной работе ИжГСХА, профессор П.Б. Акмаров информировал о состоянии сельского хозяйства Удмуртии. В частности, он отметил, что о сельском хозяйстве привыкли говорить как об отсталой архаичной отрасли, но на самом деле жизнь меняется. Сегодня сельское хозяйство – приоритетное направление в экономическом развитии страны. Удмуртия занимает третье место в России по производству молока, и в целом входит в десятку лучших сельскохозяйственных регионов. Кстати, в аграрном секторе работает всего шесть процентов трудоспособного населения, которое дает девять процентов валовой прибыли. Это тоже говорит о том, что сельское хозяйство развивается. Но в аграрном секторе много проблем.
Спектр тем был разнообразен. С интересом слушали проректора по научной работе ИжГМА, доктора мед. наук, профессора А.Е. Шкляева , директора Института механики УРО РАН, доктора техн. наук, профессора В.Б. Дементьева , директора Института экспериментального естествознания УдГУ П.Н. Крылова . Выступающие выявляли основные проблемы и перспективы перехода к новому технологическому укладу.
Обсуждение актуальных проблем и анализ практического опыта проходил и в рамках тематических секций. Работали четыре секции: «Кондратьевские циклы и инновации IV технологического уклада», «Трудовой потенциал как фактор формирования IV технологического уклада», «Трансформация бизнеса в условиях нового, IV технологического уклада» и «Привлечение талантливой молодежи в научно-техническую сферу».