25 апреля 2018 года руководитель Управления Роспотребнадзора по УР Н.С. Матюшина приняла участие в заседании Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в УР под председательством Председателя Правительства УР Я.В. Семенова и выступила с докладом «Об основных аспектах обращений граждан по качеству и безопасности промышленных товаров в 2017 году».
В своем выступлении главный санитарный врач по Удмуртской Республике отметила, что рассмотрение обращений граждан как социально-ориентированное направление деятельности остается одним из приоритетов в работе Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление).
Всего в 2017 году Управлением было рассмотрено 4425 обращений, из них от граждан – 3430 (77,5%), органов государственной власти и местного самоуправления – 980 (22,1%), общественных объединений – 16 (0,4%), в т.ч. 3577 – письменных, 848 – устных.
Структура поступивших письменных и устных обращений граждан:
• 34,2% – вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения (из них 1433 письменные обращения, 74 – устные);
• 65,8% – вопросы защиты прав потребителей в сфере торговли и оказании услуг (из них 769 устные обращения, 2143 – письменные).
Обращения в сфере торговли
В сфере торговли и общественного питания специалистами Управления рассмотрено 1396 обращений, что составило 31,5% от всех поступивших обращений (в 2016 году – 2505 (40,9%), из них 913 письменных обращений в области санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей (в 2016 году – 1259).
Наиболее актуальные вопросы, поднимаемые гражданами при продаже продовольственных товаров: реализация продукции ненадлежащего качества, продукция с истекшим сроком годности, отсутствие маркировки на расфасованных продовольственных товарах, нарушение температурного режима хранения продукции, нет контрольных весов, обсчеты, обвесы и т.д., незаконная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, на остановках общественного транспорта, продажа табачной продукции менее чем 100 метров от образовательного учреждения, отсутствие сведений о продавце, а также ценников на реализуемые товары, книги отзывов и предложений, нарушения в прохождении медицинских осмотров.
По жалобам потребителей проведено 114 контрольно-надзорных мероприятий. Количество обращений с жалобами на нарушения, подтвердившихся в результате проведения проверочных мероприятий составило 77,2% (88). Составлено 279 протоколов об административных правонарушениях, по фактам нарушений, выявленных при рассмотрении обращений. Вынесено 279 постановлений о назначении административного наказания, в виде предупреждения – 102, административного штрафа – 177 в разрезе статей КоАП РФ: 6.3, 6.4, 14.2, ч. 1 ст. 14.5, 14.15, ч. 1 ст. 14.8, ч. 3 ст. 14.16, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 14.43, 14.53. Общая сумма наложенных штрафов составило 1.950.000 руб. Выдано 102 предписания об устранении нарушений требований законодательства.
За нарушения санитарного законодательства по решению суда временно приостановлена деятельность одного предприятия торговли – ИП Маратканова М.Б.
Специалистами Управления подготовлено и подано в суд 6 исков, из них:
• 3 иска – в защиту неопределенного круга потребителей:
1. ИП Ибрагимова Л.М. по изготовлению и реализации фальсифицированной молочной продукции (сметана).
2. ИП Рыболовлев А.Н. по реализации табачных изделий менее чем 100 м от образовательного учреждения в нарушение Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
3. ООО ТД «Удмуртпотребсоюза» по реализации алкогольной продукции с нарушением Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовленных на его основе».
Суды рассмотрели иски и признали действия хозяйствующих субъектов противоправными.
• 3 исковых заявления подано о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, грубо и неоднократно нарушающих требования законодательства, в т.ч. постановление Главного государственного врача Поповой А.Ю. о запрете реализации спиртосодержащей непищевой продукции (ИП Рустамов Н.М. оглы, Сухих С.С., Ежова Е.В).
Судом приняты решения о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, ИП Сухих С.С. самостоятельно прекратил деятельность.
Обращения в сфере общественного питания
В сфере оказания услуг общественного питания специалистами Управления рассмотрено 128 обращений (в 2016 году – 163 (2,7%), что составляет 2,9% от общего количества обращений.
Наиболее актуальные вопросы, поднимаемые гражданами в сфере общественного питания - это вопросы качества готовых блюд; шум от работы вентиляции и холодильного оборудования; антисанитарное состояние предприятия; несоблюдение условий хранения продукции; неполная информация или отсутствие информации о готовых блюдах; наличие грызунов, насекомых (тараканы, мухи); нефункционирующая система вентиляции; наличие запахов пищи в жилых помещениях, нарушение закона об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма.
В сфере услуг общественного питания по жалобам потребителей проведено 49 контрольно-надзорных мероприятий. Количество обращений с жалобами на нарушения, подтвердившихся в результате проведения проверочных мероприятий составило 71,4% (35). По фактам нарушений, выявленных при рассмотрении обращений вынесено 54 постановления о назначении административного наказания, в том числе, в виде предупреждения -22, административного штрафа – 32 в разрезе статей КоАП РФ: ст. 6.3, 6.4, ст. 6.6, ч. 1 ст. 14.4, ст. 14.15, ч. 1 ст. 14.8, ч. 3 ст. 14.16, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 14.43. Общая сумма наложенных штрафов составила 590 000 руб. Выдано 45 предписаний об устранении нарушений требований законодательства.
За нарушения санитарного законодательства по решению суда временно приостановлена деятельность двух предприятий общественного питания – ООО «ЭЗЗА», ИП Даниэлян Н.Ш.
Обращения в сфере непродовольственных товаров
В сфере торговли непродовольственными товарами рассмотрено 19,1% – 846 (в 2016 году – 27,8% – 1707) в том числе письменных 421 (в 2016 году – 596).
Наибольшее количество обращений поступило на нарушения прав потребителей при продаже сложнобытовой техники (телевизоры, компьютеры, холодильники, стиральные машины, газовые плиты), сотовых телефонов, обуви, одежды, мебели, автомобили.
В ходе рассмотрения обращений дано разъяснений по поступившим обращениям в пределах установленной компетенции – 769, направлено по подведомственности – 23. В сфере торговли непродовольственными товарами по жалобам потребителей проведено 36 контрольно-надзорных мероприятий. Количество обращений с жалобами на нарушения, подтвердившихся в результате проведения проверочных мероприятий составило 91,7% (33).
По фактам нарушений, выявленных при рассмотрении обращений вынесены 56 постановлений о назначении административного наказания, в том числе 34- в виде предупреждения, административного штрафа – 22 в разрезе статей КоАП РФ: ст. 14.15, ч. 1 ст. 14.8, ч. 1 ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.43. Общая сумма наложенных штрафов составила 339 000 руб. Выдано 41 предписание об устранении нарушений требований законодательства.
В 2017 году в результате рассмотрения обращений Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав граждан.
Благодаря сотрудникам Управления потребителям за некачественные товары в досудебном порядке возвращено порядка более 500 тыс. руб. (в 2016 году – 400 тыс. руб.) за некачественную мебель, обувь, одежду, телефон и др. товары).
С целью оказания судебной защиты прав и законных интересов граждан, должностными лицами подготовлено 9 «заключений по делу» в защиту прав потребителей (в 2016 году – 13) присуждено денежных средств в пользу потребителей 111,4 тыс. руб., в том числе 3,6 тыс. руб. в качестве морального вреда.
Подготовлено и подано в суд 14 исков, из 10 рассмотренных исков - 70% удовлетворены.
Всего судами вынесено решений о выплате потребителям денежных средств на сумму около 1 млн. руб., в том числе – 27,1 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.
Работа Управления с обращениями граждан в 2018 году продолжается.