С долгами и убытками
Шесть лет, в течение которых Александр Городилов возглавлял АО «Ижавиа», стали для республиканского перевозчика лучшим временем за всю его историю. Началось все в декабре 2011 года, когда бывшего руководителя секретариата премьера республиканского правительства Юрия Питкевича и заместителя руководителя Администрации Президента и Правительства УР назначили заместителем директора «Ижавиа» по общим вопросам, а после ухода на пенсию Михаила Хатомкина и генеральным директором компании-авиаперевозчика.
Михаил Хатомкин, предшественник Александра Городилова, сумел сохранить авиакомпанию, оставив ее в собственности республики. Однако к 2012 году финансовая ситуация АО «Ижавиа» оставляла желать лучшего – чистый убыток за 2011 год составлял 147 млн. рублей, долги предприятия за ГСМ – 106 млн. рублей. Требовало ремонта здание аэровокзала, парк самолетов стремительно старел, ветшало наземное оборудование, из 90 единиц техники списанию подлежало 78. Особые нарекания вызывали у пассажиров высокие цены на билеты и уровень сервиса, совершенно не соответствовавшего как ценам, так и современным требованиям.
Оценивая перспективы единственного в Приволжском федеральном округе государственного авиаперевозчика, Александр Городилов предложил руководству Удмуртии разработать Республиканскую целевую программу модернизации ОАО «ИжАвиа», рассмотреть вопрос о приобретении или использовании на основе операционного лизинга нового воздушного судна и заняться реконструкцией комплекса аэропорта.
В следующие пять лет на АО «Ижавиа» Александром Городиловым была реализована, по сути, программа реновации предприятия. Масштабных вложений потребовал парк наземной техники.
«Было понятно, что необходимо обновлять в первую очередь парк наземной техники, потому что «земля» отстает от «неба». И за прошедшие пять лет мы закупили в общей сложности 35 единиц техники, без которой компания просто не может развиваться», - вспоминал позже Александр Городилов.
За пять лет АО «Ижавиа» удалось приобрести перронный автобус, комплекс противообледенительной обработки, три шнекороторные машины для очистки снега, два трапа, два пожарных автомобиля, автомобиль «скорой помощи», поливомоечные машины, микроавтобусы и др.
Парк самолетов за это же время увеличился в два раза, компания «Ижавиа» стала одним из крупнейших в стране эксплуатантов надежных самолетов ЯК-42Д. «Ижавиа» удалось получить самолеты в лизинг на выгодных условиях. Авиакомпания платила полную стоимость только за 4 машины, за 2 – половину стоимости, а за использование остальных не платила вообще. В структуре стоимости авиабилета лизинговые платежи составляли всего 900 рублей – это очень низкий показатель. старой краски, что позволяет экономить в полете до 2% топлива.
По итогам 2016 года АО «Ижавиа» лидировало в рейтинге авиационной безопасности Приволжского округа.
«Такой показатель коллектив авиапредприятия смог достичь благодаря годам упорной работы. В техническом плане лучше наших самолетов в ПФО сегодня нет. Мы гордимся этим и всегда придерживаемся в своей работе высоких, советских, стандартов. Все правила безопасности организации и технической подготовки полетов расписаны буквально пошагово. Каждый работник авиакомпании, и директор не исключение, с них начинает и ими же заканчивает рабочий день», - комментировал Александр Городилов журналу «Деловой квадрат» .
С положительным результатом
Высокая стоимость билетов была главным поводом для критики работы АО «Ижавиа». Рост пассажиропотока за пять лет несколько сгладил ситуацию, однако рост цен на ГСМ не давал держать их на низком уровне.
За тарифную политику АО «Ижавиа» пришлось вступиться главе Удмуртии Александру Бречалову.
«Послушайте, вы адекватные люди. Как билет на самолет может стоить 3 тыс. рублей, если это не формат лоу-кост, но там вы не сдадите чемодан весом 20 кг, с собой багах в 10 кг не возьмете, это вы тоже должны понимать. Я не защищаю сейчас «Ижавиа» или аэропорт, мне просто неприятно, что идет такая спекуляция в информационном пространстве. Кто-то зацепил тему, она вкусная, давайте ее «потроллим». Давайте объективно относиться и к «Ижавиа», и к городу Ижевску и к Удмуртии, а не клеймить – все, что сделано в Удмуртии, начиная с аэропорта и заканчивая качеством воды в пруду, все плохо», - заявил глава региона.
Если в 2011 году авиакомпания перевезла 168 тыс. пассажиров, то в 2016 году – более 307 тысяч, выручка увеличилась с 1,096 млрд. рублей до 2,489 млрд. в 2016 году (налет составил 7 тыс. часов).
«2015 год ОАО «Ижавиа» закончило с положительным финансовым результатом. Отмечу, что в течение года мы ни разу не производили перерасчет цен в сторону увеличения, хотя все наши партнеры осуществили подобную индексацию. Поэтому наши расходы по многим пунктам возросли. Тем не менее мы старались максимально использовать имеющиеся и изыскивать новые резервы. Так, переход от одного поставщика самолетного топлива к другому, предложившему более конкурентоспособные цены, помог нам не только удержать прежнюю стоимость авиаперевозок, но и заработать дополнительную прибыль. В итоге долг предприятия в размере 119 миллионов рублей, который достался в «наследство» в 2011-м, был погашен в течение нескольких месяцев», - рассказывает генеральный директор компании-авиаперевозчика.
Много поводов для критики давал и достаточно низкий уровень сервиса, в частности качества питания на борту. При Александре Городилове была проведена модернизация службы бортового питания: приобретена современная спецтехника для оперативной доставки питания, обеспечивающая сохранность качества и надлежащую температуру продуктов.
«Конечно, меню эконом- и бизнес-класса различаются, однако в каждом случае используются только самые качественные продукты от проверенных поставщиков. И если до конца 2011-го пассажирам, летевшим короткими рейсами, предлагался лишь минимальный пищевой набор – кондитерские изделия, соки, чай, кофе, то с 2012-го в меню всех наших рейсов были включены горячие блюда. Это значительно повысило уровень комфорта и обслуживания на борту, что с удовольствием отметили все пассажиры. Мое глубокое убеждение – пассажиры всегда должны получать питание, пусть авиационные правила и не обязывают предоставлять «горячее» на рейсах малой протяженности. Пассажир не должен думать о том, где перекусить, спустившись с трапа», - комментировал ситуацию генеральный директор АО «Ижавиа» в марте 2016 года.
ВПП и разделение
Пожалуй, единственное, что не успел сделать на посту гендиректора АО «Ижавиа» Александр Городилов – отремонтировать взлетно-посадочную полосу, которая в последний раз ремонтировалась в далеком 1996 году. Ее состояние не позволяет аэропорту принимать такие крупные суда, как ТУ-154 и ИЛ-76.
Дело сдвинулось с мертвой точки после смены власти в республике в апреле 2017 года. Решение вопроса было увязано с предстоящим разделением государственного авиаперевозчика на аэропорт и авиаотряд. Летом 2017 года глава Удмуртии Александр Бречалов объявил о существовании договоренностей с федеральным центром, согласно которым республика взяла на себя разработку и подготовку документации по реконструкции ВПП ижевского аэропорта. На эти цели пошла прибыль ОАО «Ижавиа», выручка авиакомпании составила в 2017 году 3,1 млрд. руб. По некоторым данным, общая стоимость реконструкции ВПП ижевского аэропорта составляет 5-6 млрд. руб.
Подтвердив серьезность своих намерений, руководство республики добилось от Министерства транспорта РФ согласия на поиск концессионера, готового профинансировать ремонт ВПП. По словам Александра Бречалова, генеральному директору «Ижавиа» Александру Городилову «удалось дать существенный ежегодный прирост по количеству перевозимых пассажиров» (в 2017 году услугами компании воспользовались 380 тыс. человек – это плюс 23,6% к уровню 2016 года).
«Мы приняли решение об отделении аэропорта из общего юридического лица. Стали интересны потенциальным инвесторам и концессионерам. Ведем переговоры о привлечении инвестиций или концессии», - заявил глава Удмуртии.
Ремонт ВПП (она в случае появления концессионера может быть передана в собственность республики) открывает возможность для реконструкции самого аэропорта и строительства международного терминала (здание, строительство которого не было завершено в 1996 году, будет снесено и на его месте появится новое).
«После долгих переговоров мы пришли к выводу, что мы, так или иначе, будем ремонтировать аэропорт. В 2018 году мы должны запроектироваться, максимум в 2021 году у нас должен быть современный аэропорт», - заявил глава республики.
Судя по всему, реконструкция ВПП и разделение АО «Ижавиа» будут происходить без участия Александра Городилова, заложившего фундамент сегодняшнего благополучия авиакомпании. Его управленческие качества глава Удмуртии Александр Бречалов оценил высоко.
«Я хочу отдельно поблагодарить Александра Викторовича Городилова за действительно эффективное управление и авиакомпанией, и аэропортом. Но несмотря на успехи предприятия развитие воздушного транспорта в Удмуртии затрудняется неудовлетворительным состоянием взлетно-посадочной полосы, являющейся федеральной собственностью», - заявил глава региона, подводя итоги развития Удмуртии в 2017 году.
По какой причине Александр Городилов решил покинуть должность генерального директора ОАО «Ижавиа» пока не известно, как и новое место его работы. Но то, что за шесть лет работы ему удалось вписать свое имя в историю республиканской авиакомпании, является неоспоримым фактом. «Эпоха Городилова» на «Ижиавиа» подошла к концу, будет ли такой же успешной следующая, покажет время.