Белая полоса "Ижавиа"

Белая полоса "Ижавиа"
Фото: www.d-kvadrat.ru
«Ижавиа» до сих пор остается единственной государственной авиакомпанией в Приволжском округе. Этот статус и принадлежность 100 процентов акций компании республике не пересматривались вплоть до середины 2012 года, когда экс-президент Удмуртии Александр Волков поднял вопрос о необходимости разделения «Ижавиа» на самостоятельные структуры – аэропорт и авиакомпанию.

Выход на прибыль

Предполагалось, что разделение государственного авиаперевозчика произойдет в 2014 году, однако смена власти в республике этот процесс остановила. Утвержденный и.о. Главы Удмуртии в феврале 2014 года Александр Соловьев был категорически против какого-либо реформирования авиакомпании. Комментируя требование регионального ФАС разделить «Ижавиа», он в конце июля 2016 года заявил:

« Я пришел в качестве исполняющего обязанности главы, когда это разделение было уже практически осуществлено. Оставалось день-два, и все разделили бы. Для чего, кому это надо? Я не могу понять… Ну давайте разделим для коммерческих вещей: вот «Ижавиа», вот аэропорт, отдельно выделим взлетно-посадочную полосу. И три коммерческие структуры будут между собой делить деньги ».

Как заявил тогда бывший глава республики, до 2013 года государственный авиаперевозчик приносил бюджету только убытки, переломным стал 2014 год, а в 2015-ом «Ижавиа» перечислила в бюджеты всех уровне 280 млн. рублей. Однако прибыльности работы государственной авиакомпании касалась лишь часть вопросов, адресованных владельцам «Ижавиа», значительно серьезнее выглядели претензии, связанные с высокой стоимостью билетов и низким, на взгляд некоторых пассажиров, уровнем сервиса.

 

Конкуренция и реконструкция

В середине 2016 года разделить «Ижавиа» на аэропорт и авиакомпанию потребовал УФАС, поводом стала жалоба «Саратовских авиалиний», которым было отказано в осуществлении полетов из столицы Удмуртии в Москву. Причиной отказа стало ограничение по пожарной безопасности взлетно-посадочной полосы (ВПП): ижевский аэрпорт может принимать только строго определенное количество рейсов, и заключение соглашения с «Саратовскими линиями» превысило бы установленный лимит.

Антимонопольный орган с объяснениями компании не согласился и, воспользовавшись спором между «Саратовскими авиалиниями» и «Ижавиа», обратился в суд, требуя разделить государственного авиаперевозчика для обеспечения конкуренции. На предприятии с этим категорически не согласились, по словам генерального директора ОАО «Ижавиа» Александра Городилова , конкуренция никак не связана с разделением компании, она увязана, прежде всего, с необходимостью реконструкции ВПП.

Взлетно-посадочная полоса ижевского аэропорта в последний раз ремонтировалась в 1996 году. Согласно заключениям экспертов, на сегодняшний день ее состояние не позволяет ижевскому аэропорту принимать такие крупные суда, как ТУ-154 и ИЛ-76. Поскольку ВВП до сих пор является федеральной собственностью, прежнее руководство Удмуртии выходило с предложением включить ремонт полосы в соответствующую федеральную программу, однако ее действие было приостановлено, а средства были направлены на реконструкцию аэропортов в городах, принимающих Чемпионат мира по футболу-2018.

 

Объективное отношение

К весне 2017 года вокруг ОАО «Ижавиа» сложилась непростая ситуация. Судебные разбирательства с УФАС, отсутствие федеральной помощи на ремонт ВПП, высокие цены на билеты, вызывавшие недовольство пассажиров. Последнее обстоятельство прокомментировал глава республики Александр Бречалов , он призвал объективно судить о тарифной политике авиакомпании.

« Послушайте, вы адекватные люди. Как билет на самолет может стоить 3 тыс. рублей, если это не формат лоу-кост, но там вы не сдадите чемодан весом 20 кг, с собой багах в 10 кг не возьмете, это вы тоже должны понимать, - заявил глава республики. – Я не защищаю сейчас «Ижавиа» или аэропорт, мне просто неприятно, что идет такая спекуляция в информационном пространстве. Кто-то зацепил тему, она вкусная, давайте ее «потроллим». Давайте объективно относиться и к «Ижавиа», и к городу Ижевску и к Удмуртии, а не клеймить – все, что сделано в Удмуртии, начиная с аэропорта и заканчивая качеством воды в пруду, все плохо ».

Реакция жителей Удмуртии, регулярно пользующихся услугами «Ижавиа» была достаточно болезненной. Но никто не обратил тогда внимание на одно обстоятельство: Александр Бречалов не заявлял о том, что разделять «Ижавиа» республика не намерена – не прямо, не косвенно, хотя именно так были восприняты многими его слова. Но последующие действия главы республики показали, что сторонником простых решений он не является: 12 января Александр Бречалов заявил о том, что государственный авиаперевозчик все-таки будет разделен на два юридических лица.

 

Разделяй и ремонтируй

Принять такое решение главу республики заставило отнюдь не требование УФАС, а изменившаяся ситуация. Еще летом минувшего года Александр Бречалов объявил о договоренностях с федеральным центром, согласно которым республика взяла на себя разработку и подготовку документации по реконструкции ВПП ижевского аэропорта, на это пошла прибыль ОАО «Ижавиа», выручка авиакомпании составила в 2017 году 3,1 млрд. руб. По некоторым данным, общая стоимость реконструкции ВПП ижевского аэропорта – 5-6 млрд. руб.

Подтвердив серьезность своих намерений, руководство республики добилось от Министерства транспорта РФ согласия на поиск концессионера, готового профинансировать ремонт ВПП. По словам Александра Бречалова, генеральному директору «Ижавиа» Александру Городилову « удалось дать существенный ежегодный прирост по количеству перевозимых пассажиров » (в 2017 году услугами компании воспользовались 380 тыс. человек – это плюс 23,6% к уровню 2016 года).

« Мы приняли решение об отделении аэропорта из общего юридического лица. Стали интересны потенциальным инвесторам и концессионерам. Ведем переговоры о привлечении инвестиций или концессии », - заявил он.

Ремонт ВПП (она в случае появления концессионера может быть передана в собственность республики) открывает возможность для реконструкции самого аэропорта и строительства международного терминала (здание, строительство которого не было завершено в 1996 году, будет снесено и на его месте появится новое).
 

« После долгих переговоров мы пришли к выводу, что мы, так или иначе, будем ремонтировать аэропорт. В 2018 году мы должны запроектироваться, максимум в 2021 году у нас должен быть современный аэропорт », - заявил глава республики.

 

Федеральный центр поддерживает

Заявление о предстоящем разделении «Ижавиа» Александр Бречалов сделал во время визита в Ижевск вице-премьера российского правительства Аркадия Дворковича и министра транспорта РФ Максима Соколова. Последний идею разделения компании полностью поддержал.
 

« Конечно, мы понимаем, что, в первую очередь, необходима реконструкция аэродромной инфраструктуры. Здесь мы обсудили с главой республики ряд предложений, которые бы позволили обеспечить инвестиционную привлекательность, поднять ее на тот уровень, когда в республику пришел системный инвестор », - заявил федеральный министр.

Точные сроки разделения «Ижавиа» на два юридических лица пока не ясны, все зависит от множества факторов, в том числе, появления серьезных инвесторов, готовых вложиться в реконструкцию аэропорта и взлетно-посадочной полосы. Очевидно, авиаперевозчика ждет некий переходный период, который, впрочем, не должен негативно сказаться на работе компании. Менеджмент «Ижавиа» доказал свою состоятельность, и результатом разделения авиаперевозчика должны стать рост объемов перевозок и улучшение качестве предоставляемых услуг.

 

 
По теме
Дорожная тема стала сегодня ключевой в республике. Глава Удмуртии Александр Бречалов рассказал гостям из федерального правительства о приоритетных проектах на ближайшие три года,
От первого лица Ольга Абрамова : Солнце на ладони  И снега - по колено!
Минсельхоз УР
10 лет " Крымской весне" - Клинико-диагностический центр 10 лет " Крымской весне" 18 марта на Центральной площади Ижевска жители Удмуртии отметили 10-летие воссоединения Крыма с Россией.
Клинико-диагностический центр